Почему принцип «четырех глаз» не может быть внедрен в управление Обществом.
Как было отмечено выше, в каждом Обществе должен быть образован орган, через который уже само Общество приобретает гражданские права и принимает гражданские обязанности (п. 1 ст. 49 ГК, ст. 33, 53 Закона «О хозяйственных обществах»). Соответственно в любом Обществе должен быть директор.
В силу своих компетенций директор осуществляет текущее руководство деятельностью Общества, без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки (ст. 53 Закона «О хозяйственных обществах»), выдает доверенности на право представительства (п. 5 ст. 186 ГК) и т.д.
Из указанного следует, что Общество способно функционировать только через директора. Равным образом без директора Общество фактически не способно осуществлять свою деятельность.
В настоящее время директор Общества может быть представлен исключительно одним лицом. Иных комбинаций, например, множественности лиц на стороне единоличного исполнительного органа или создание нескольких единоличных исполнительных органов, закон не допускает.
Соответственно по закону директор как единоличный исполнительный орган Общества может осуществлять свои полномочия только в одном лице.
В указанном тезисе, по сути, раскрывается ответ на ранее поставленный вопрос, а именно: принцип «четырех глаз» не может быть внедрен в управление Обществом, поскольку правовым основанием для его реализации может быть только закон, а не устав Общества.
Так, директор является субъектом, который уполномочен выражать вовне волю Общества, и по закону директор определяет права и обязанности Общества и действует в единственном лице, а не совместно или раздельно с иным лицом (иным директором).
В случае реализации принципа «четырех глаз» воля Общества должна выражаться не одним директором, а несколькими.
Поэтому в настоящее время ни уставом, ни иным локальным (корпоративным) актом невозможно создать полную аналогию тому, что подразумевается под принципом «четырех глаз», поскольку по закону директор Общества действует самостоятельно (в единственном лице) и самостоятелен в реализации правоспособности Общества через свои решения и действия.
Повторим, что для реализации принципа «четырех глаз» необходимо либо совместное представительство Общества двумя лицами, действующими в роли единоличного исполнительного органа либо образование в Обществе двух единоличных исполнительных органов, которые будут выражать волю Общества.
Таким образом, в настоящее время для реализации принципа «четырех глаз» в Обществе отсутствуют правовые предпосылки.
Какие могут быть альтернативные варианты.
Как было отмечено выше, директор является единственным органом, обладающим так называемой общей исполнительной властью в Обществе, которая позволяет ему представлять данное Общество во всех переговорах и юридических действиях (например, при заключении договоров, при работе с клиентами, поставщиками, заказчиками или другими лицами).
Поэтому в настоящее время полномочия директора фактически могут быть ограничены только одним способом: путем определения в уставе условий осуществления полномочий директора.
Указанные ограничения принято относить к внутренним, поскольку они предусмотрены уставом и сами по себе не способны ограничить сам объем полномочий директора, что могло бы иметь место в случае реализации принципа «четырех глаз».
Еще раз напомним, что реализация принципа «четырех глаз» может быть доступна только после того, как в законе будет закреплена возможность множественности лиц на стороне единоличного исполнительного органа или образования нескольких единоличных исполнительных органов, то есть тогда, когда директор может вступать в отношения с третьими лицами только совместно с другим директором.
Что касается внутренних ограничений, то нужно отметить, что они не являются эффективными в том смысле, что такие ограничения не действуют в отношении третьих лиц, например, если устав содержит оговорки об ограничении полномочий директора по определенным вопросам, касающимся заключения сделок, то превышение директором полномочий не влечет за собой абсолютную недействительность (ничтожность) или незаключенность совершенной им сделки, а Общество вопреки установленному внутреннему ограничению связано такой сделкой и обязано ее исполнять.
Вместе с тем, цель внутреннего ограничения весьма близка к внешнему, поскольку также направлена на обеспечение контроля участников над действиями директора, которые могут быть им совершены при осуществлении своих полномочий.
На практике внутренние ограничения как правило функционируют по модели коммуникации: «директор – участники», то есть для получения согласия участников перед каждым заключением сделки директору необходимо провести собрание и соблюсти все процедуры, необходимые до его проведения.
В какой-то мере такой вариант коммуникации может быть благоприятно адаптирован для работы в Обществе с одним участником, но в иных случаях, когда в Обществе два и более участника, вопрос согласования сделки может занять много времени, что не соответствует условиям рыка, когда работа должна вестись по принципу «…не большой побеждает маленького, а быстрый побеждает медленного».
Как представляется, такая модель уже устоявшейся для всех коммуникации («директор – участники») может быть изменена, если образовать в Обществе дополнительный (контрольный) орган, к компетенции которого отнести вопросы согласования сделок.
Закон предоставляет возможность образования данного органа в Обществе (ч. 4 ст. 33 Закона «О хозяйственных обществах»). В уставе можно подробно определить его компетенцию, а также порядок ведения дел и взаимодействия с иными органами управления Общества, в том числе порядок согласования сделок, совершаемых директором и т.п.
Нет сомнений в том, данный орган, например, может быть представлен одним лицом, который к тому же может являться работником Общества. Это обеспечит возможность оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию директора и дополнительного (контрольного) органа.
Правовые последствия (не)согласования сделок участниками общества или контрольным органом по сути не имеют отличий, поскольку как в первом, так и втором случае данные ограничения носят внутренний характер, они определяют условия осуществления директором своих полномочий.
Также уместно отметить, что предложенный вариант пусть и не оказывает влияния на действительность принятых директором решений и заключенных им сделок от имени Общества, однако он может в значительной степени минимизировать негативные последствия, которые могут наступить для самого Общества, а также минимизировать риск недобросовестных действий со стороны директора.
Оспоримость vs незаключенность.
В связи с поднятыми вопросами о проблематике ограничений полномочий директора необходимо также упомянуть о последствиях, которые могут наступить для Общества в связи с выходом директора за пределы таких ограничений.
Так, внешние ограничения от внутренних принципиально отличаются тем, что внешние ограничения полностью блокируют объем полномочий директора, это означает, что для совершения сделки от имени Общества необходимо волеизъявление двух директоров. Если волеизъявление хотя бы одного из них отсутствует, то можно вести речь о незаключенности такой сделки (или иные последствия, если такие были бы установлены законом).
Однако, как уже неоднократно упоминалось, внедрить принцип «четырех глаз» как способ внешнего ограничения в настоящее время невозможно.
В свою очередь, при реализации альтернативного варианта ограничений, который относится к внутренним, сделки, заключенные директором на основании и за пределами полномочий, являются оспоримыми (ст. 175 ГК, п. 17 постановления Пленума ВХС РБ от 28.10.2005 № 26 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок»).
Из указанного можно заключить, что в настоящее время правовых инструментов для достижения последствий схожих принципу «четырех глаз», не существует. В свою очередь внутренние ограничения полномочий директора, предусмотренные уставом, не могут повлечь правовых последствий в виде незаключенности сделки.
Соответственно в случаях нарушения внутренних ограничений иск о признании соответствующей сделки недействительной может быть предъявлен в суд лицом, в интересах которого установлены указанные ограничения, то есть участником Общества (ст. 175 ГК).
Видимость ограничений.
Вопрос, который также нужно осветить в этом контексте касается того, что внутренние ограничения должны быть изложены только в уставе. Указанное прямо вытекает из содержания ст. 175 ГК.
Так, по смыслу ст. 175 ГК сделка может быть признана судом недействительной, если ограничения полномочий директора на совершение сделки были установлены уставом Общества.
Если ограничения будут установлены во внутренних (локальных) документах Общества или в трудовом договоре (контракте) с директором, то это не является основанием для применения ст. 175 ГК, поскольку у контрагента фактически отсутствуют возможности проверить как наличие таких документов, так и самих внутренних ограничений.
Более того у контрагентов, добросовестно вступающих в правоотношения с Обществом в силу абз. 8 ч. 2 ст. 2 ГК не существует обязанностей проверять наличие ограничений полномочий директора, которые могут быть изложенные в любой форме, за исключением устава.
Поэтому добросовестный контрагент Общества может полагаться на стандартные полномочия директора, определенные в соответствии с законом и об ограничениях узнать лишь из устава.
В этой связи все внутреннее ограничение полномочий директора должны быть видимыми для контрагента Общества. Ведь по смыслу ст. 175 ГК только при видимости ограничений можно рассчитывать на эффективное оспаривание сделок, заключенных директором вопреки внутренним ограничениям.