Принудительное исполнение исполнительных документов - важная стадия в исполнительном производстве, поскольку ошибки и недостатки на данной стадии способны свести на нет реализацию прав взыскателя на получение своевременного, правильного и полного исполнения исполнительного документа. Безусловно, каждый взыскатель желает получить полностью и быстро исполнение, но это не всегда реализуемо, поскольку у большинства должников отсутствует материальная возможность. В таком случае требования будут удовлетворяться периодическими платежами путем обращения взыскания на заработную плату и приравненные ней доходы (ст. 103 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 N 439-З "Об исполнительном производстве" (далее - Закон)) и только при условии, что у должника имеется официальный источник дохода. Закон был призван устранить пробелы в законодательстве, существовавшие до его принятия. Вести речь о практике применения Закона в целом еще рано, но уже на данном этапе возникают некоторые проблемы практического применения содержащихся в нем норм, которые требуют освещения. В частности, обращает на себя внимание отсутствие единообразия в применении судебными исполнителями положений ст. 122 Закона. Так, если взысканных с должника денежных средств недостаточно для удовлетворения требований взыскателей по всем возбужденным в отношении этого должника исполнительным производствам, распределение подлежащих перечислению денежных средств происходит в порядке очередности, установленной ч. 1 ст. 122 Закона. Требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом очереди и порядка погашения задолженности, даты возбуждения исполнительных производств. По исполнительным производствам, возбужденным в отношении одного и того же должника в один день, требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом номера исполнительного производства (ч. 3 ст. 122 Закона). Согласно п. 84 Инструкции по исполнительному производству, утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 N 67 "Об утверждении Инструкции по исполнительному производству и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь" (далее - Инструкция), удержания из заработной платы и приравненных к ней доходов производятся нанимателем в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 122 Закона. Требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом календарной даты поступления исполнительного документа нанимателю. Проблема применения ч. 3 ст. 122 Закона заключается в том, что судебные исполнители, обращая взыскание на заработную плату и приравненные к ней доходы должника, самостоятельно распределяют очередность удовлетворения требований взыскателей, не принимая во внимание действительный смысл статьи и положений п. 84 Инструкции. Правильными такие действия признавать нельзя, поскольку формулировка "по всем возбужденным", установленная в ч. 1 ст. 122 Закона, является однозначной и точно указывает на стадию исполнительных производств. Так, в силу абз. 3 ч. 1 ст. 55 Закона исполнительное производство оканчивается в случае направления исполнительного документа по месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов. Исходя из этого следует, что норма ч. 3 ст. 122 Закона не должна применяться органом правоприменения в случае, когда исполнительные производства окончены. В силу требований законодательства об исполнительном производстве распоряжение судебного исполнителя о направлении исполнительного документа по месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов облекаются в форму предписания согласно приложению 75 к Инструкции. Таким образом, по всем исполнительным документам, которые будут направлены судебным исполнителем нанимателю, должны быть вынесены отдельные предписания в отношении каждого исполнительного производства. В то же время в практике работы это не всегда реализуется, и в сопровождении с предписанием об обращении взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы судебный исполнитель может одновременно (в один день) направить нанимателю для исполнения как один, так и несколько исполнительных документов. Проблема в неоднообразном применении ч. 3. ст. 122 Закона актуальна на различных стадиях. Например, после окончания исполнительного производства при осуществлении контроля за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов органы правоприменения не устанавливают подлинную волю законодателя, выраженную в данной норме, и соответственно неправильно ее применяют. По нашему мнению, данное обстоятельство связано с тем, что судебные исполнители не принимают во внимание, во-первых, факт того, что с направлением исполнительного документа по месту работы производство должно быть окончено, во-вторых, то, что в соответствии с положением п. 84 Инструкции единовременное направление исполнительных документов нанимателю позволяет последнему удовлетворять требования всех взыскателей одновременно и, в-третьих, что ч. 1 ст. 122 Закона регламентирует действия правоприменителей исключительно на стадии возбужденного исполнительного производства. Приведенное выше свидетельствует о том, что простая, на первый взгляд, формальность, выраженная в одновременном направлении всех исполнительных документов нанимателю, может существенно повлиять на ход исполнения, в таком случае удовлетворение требований взыскателей внутри одной очереди будет осуществляться соразмерно суммам, указанным в исполнительных документах. Однако нормы, защищающей интересы прав взыскателей в пределах одной и той же очереди, в Законе не имеется, как и не урегулирован вопрос поведения и действий заинтересованных лиц в подобных ситуациях. Нет сомнения в том, что для разрешения данной проблемы законодателю необходимо довести действительный смысл нормы ч. 3 ст. 122 Закона до сведения заинтересованных лиц путем дачи соответствующих разъяснений. Пока представляется, что защита прав взыскателей, чьи законные права были нарушены подобными действиями судебных исполнителей, должны осуществляться в порядке и сроки, установленные ст. 124 - 128 Закона.Между тем, по нашему мнению, уход законодателя от принципа пропорционального распределения денежных средств в случае их недостаточности для удовлетворения требований взыскателей в пределах одной и той же очереди не рационален, поскольку не направлен на защиту интересов всех взыскателей в зависимости от объема требований.